Гутор и предновогодние танцы Тибетских лам


Завтра - Лосар, Тибетский Новый год. А за день до него тибетцами отмечается Гутор. В этот день в доме тщательно наводится чистота, на окна вешаются новые занавески. Хозяин украшает дом восемью символами удачи, женщины готовят особую новогоднюю выпечку кабтсе - её предлагают гостям и приносят в храм, а также суп гутхук из девяти составляющих: мясо, пшеница, рис, сладкий картофель, сыр, горох, зеленый перец, вермишель, редис. Помимо этого лепятся и добавляются в суп особые пельмени: начинкой в них могут быть камень, дерево, бумага, рис, уголёк, символические изображения луны и солнца, хлопковая нить. В зависимости от того, пельмень с какой начинкой попадается, "предсказывается", каким будет год для этого человека. К примеру, пельмень с угольком означает встречу с неприятным человеком, кото­рый способен надолго испортить жизнь. А вот пельмень с рисом сулит удачу.


После еды старший в семье символически трёт всех присутствующих родственников кусочком теста, который затем уносится вместе с собранными во время уборки дома пылью и мусором и сжигается где-нибудь подальше от дома, желательно на перекрёстке. Таким вот образом предполагается избавиться от всего плохого, что произошло в старом году и не брать этот "багаж" в новый. В день Гутора в буддистских монастырях проходят ритуальные танцы монахов, называемые чам. С помощью этих танцев монахи избавляются нанануне Нового года от всяких негативностей. Эти негативности бывают трёх видов: внешние, внутренние и сокровенные. К внешним относятся болезни, голод и всяческие неудобства жизни. Внутренние - это ненависть, зависть, гордыня и тому подобные отрицательные эмоции. Ну и сокровенные - это то, что мешает человеку осознать бренность своего бытия и увидеть путь к просветлению.



Представление длится несколько часов и состоит из четырёх частей: умиротворение, нейтрализация, подчинение и разрушение. Во время кульминации представления, т.е. разрушения, выпускается горящая стрела и поджигается заранее подготовленная конструкция, называемая торма. Торма символизирует весь негатив и неприятности уходящего года и, сжигая её, все они устраняются. Многие местные жители приносят с собой старые одежды или какие-то ненужные вещи и сжигают из в костре тормы. Таким образом они тоже избавляются от старых бед.



Танцы не быстрые, довольно размеренные, исполняются под аккомпанемент барабана и цимбал, иногда к ним присоединяются трубы и пение главного ламы. Все участники представления - в ярких костюмах и масках, символизирующих различных божеств и животных. Костюмы для ритуальных танцев, как правило, шьют из парчи и шелка. Танцоры надевают их поверх монашеских одежд. Широкие рукава костюмов по форме напоминают колчан - подразумевается, что все божества скрывают в них лук и стрелы, чтобы в любой момент иметь возможность поразить врагов.




Маски делаются из дерева или папье-маше и раскрашиваются. Волосы традиционно изготавливаются из хвостов яка. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы, смотрят не через глаза, но через ноздри и рот. В руках у каждого танцующего различные предметы: копьё, меч,флаг, змея, трезубец, скипетр с набалдашником в виде черепа, чашка. Манипуляция этими предметами во время танца имеет особый смысл.



В перерывах между танцами публику развлекают комические персонажи, атсары, нечто навроде наших клоунов. Они по всякому дурачатся друг с другом и со зрителями, стараясь всех рассмешить.

Я наблюдала за представлением в монастыре Бенчен (район Сваямбу). Помимо взрослых монахов, во вчерашних танцах принимали участие и дети, хотя их выход и был коротким.



Собственно танцы начинаются около 10 утра. Затем - бесплатный обед для монахов и для всех пришедших на представление. После этого танцы продолжаются практически до вечера.

2 комментария:

Related Posts with Thumbnails